Административное право как часть правовой системы России обладает собственной структурой, оригинальной системой, которая характеризуется непосредственной связью административно-правовых институтов, входящих в нее (к примеру, институт правового акта управления), права подотраслей (к примеру, служебное, административно-деликтное право) и норм. Необходимо отличать систему административного законодательства, подразумевающую совокупность функционирующих законодательных и других нормативных актов, и регламентирующих соответственные отношения в сфере публичного управления и систему административного права, подразумевающую совокупность институтов, норм и подотраслей административного права.
Административное законодательство и административное право являются неразрывными понятиями, поэтому логика их взаимоотношений определяет дальнейшее улучшение механизма административно-правового регулирования. В течение нескольких десятилетий ученые предлагают приблизительно одинаковую систему административного права, включающую две части: общую и особенную.
Общая часть административного права
В этой части административного права занимаются рассмотрением основных институтов административного права. Общая часть состоит из главных структурных элементов общего административного права:
— вопросов системы, метода и предмета административного права;
— административно-правовых отношений и норм;
— субъектов административного права;
— мнений административного права;
— науки административного права;
— административного правонарушения и ответственности;
— административного принуждения и административно-правовых методов реализации исполнительной власти;
— административно-правового статуса государственных служащих, гражданина и органов исполнительной власти;
— компетенции должностных лиц и органов, подведомственных разбирать дела об административных правонарушениях правовых актов управления.
Особенная часть административного права
В особенную часть входят главы о системе государственного управления в 3-х важнейших областях: управление социально-экономической областью, управление экономической областью и управление административно-политической областью. В особенной части административного права подвергаются рассмотрению вопросы соотношения компетенции Российской Федерации, и ее субъектов в сфере организации государственного управления, организация государственного управления; организационные формы межотраслевого государственного управления; воздействие административной реформы, проводимой в России, на организацию структуры и системы федеральных органов исполнительной власти.
Также административное право бывает внутренним и внешним. Внутреннее административное право занимается регулированием между государством и его структурными органами и подразделениями. Внешнее административное право занимается регулированием отношений, во-первых, между управляющим государством, и, во-вторых, организациями, гражданами.